Суббота, 23.09.2017, 21:08 Приветствую Вас Гость | RSS

МБУ Мари-Турекская МПЦБ

Муниципальное бюджетное учреждение Мари-Турекская
межпоселенческая центральная библиотека

18+

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МЫ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

ДОКЛАД ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ В 2016 ГОДУ

 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ

МО «МАРИ-ТУРЕКСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН». 2017 ГОД

  Основой для осуществления экологической политики является Конституция РФ, Экологическая доктрина РФ, федеральные законы и законодательные акты РМЭ, направленные на обеспечение конституционных прав и свобод жителей района на благоприятную окружающую среду, на обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, поддержания на должном уровне состояния экологической безопасности.

  Согласно ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды к вопросам местного значения района относится полномочия по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района.

  Приоритетным направлением социально-экономического развития муниципального образования является обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения в сфере обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха, открытых водоемов, подземных вод и почвы.

Атмосферный воздух

  Качество атмосферы зависит от ее загрязненности, причем сами загрязнения могут попадать в нее от природных и антропогенных источников. Состояние атмосферного воздуха оказывает большое влияние на здоровье населения.

  Основной объём выбросов в атмосферный воздух осуществляют сельскохозяйственные предприятий и котельные ООО «Маркоммунэнерго». Однако имеется большой объем еще не учтенных выбросов, предприятий, не имеющих разрешительных документов, т.к. негативное воздействие на окружающую среду нормируется.

  Рост загрязнения атмосферного воздуха вредными выбросами во многом связан также с ежегодно увеличивающимся количеством единиц автомобильного транспорта. По району зарегистрировано порядка 10 тысяч автотранспортных средств.

  Основными загрязняющими веществами являются сажа, оксиды азота, окись углерода, диоксид серы, пыль, аммиак, фенол, формальдегид, серная кислота, соляная кислота, углеводороды. По данным производственных лабораторных исследований предприятий превышений ПДК (предельно-допустимая концентрация) в санитарно-защитных зонах предприятий не выявлено, и соответствует гигиеническим требованиям.

  В целях снижения выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников: проводится большая работа по газификации населенных пунктов и перевод котельных с твердого топлива на газ, оснащение предприятий пыле и газоулавливающим оборудованием, проводится ежегодно работа по озеленению территорий населенных пунктов поселений, санитарно-защитных зон предприятий.

  Основными потенциальными загрязнителями поверхностных водоемов по-прежнему остаются недостаточно очищенные сточные воды очистных сооружений канализации. В районе эксплуатируется 8 очистных сооружений - 2 со сбросами в водные объекты р.Буй, р.Ноля и 6 на рельеф местности. Эксплуатирующая организация МУП «Водоканал». Практически все технологическое оборудование построенное в 80 годах физически изношенное, аварийное, не соблюдается технологический режим очистки стоков, поэтому степень очистки сточных вод не удовлетворяет нормативным требованиям, что способствует загрязнению водных объектов, животного и растительного мира. По данным лабораторных исследований после сброса сточных вод с очистных сооружений практически во всех расположенных ниже створах (р. Ноля ниже д. По речке Ноля) качество воды ухудшается. Исключение составляют створы на реках Буй (с. Косолапово), где из-за небольшого объёма сбрасываемых вод и высокой самоочищающейся способности рек негативного влияния очистных сооружений не выявлено.

К основным вредным веществам, загрязняющим водоемы, относится: азот аммиака, нитриты, фосфаты, сульфаты, нефтепродукты, хлориды, а также микробиологические загрязнения.

  Качество обеспечения населения подземной питьевой водой соответствует санитарно-эпидемиологическими требованиями, в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и имеет благоприятные органолептические свойства. На территории района источниками водоснабжения используются подземные воды камско-вятского бассейна казанского комплекса. 11 предприятий эксплуатируют 85 источников водоснабжения артезианских скважины. На 1 января 2015 года территории района числилось 67 бездействующих бесхозных скважин. Проведена консервация 35 скважин, на данный момент мы имеем 32 бездействующие скважины, необходим их ликвидационный тампонаж. 3 скважины незаконсервированы (д.Пумарь, д.Б.Опарино, д.Лебедево).

  По составу сульфатно-кальциевые с повышенной минерализацией 1,98-3,3- г/л и общей жесткости до 30 мг- экв/л. Причиной химического загрязнения (жесткость, нитраты) питьевой воды в разводящей сети является поступление веществ природного характера из подземных источников водоснабжения. Данное обстоятельство связано с гидрогеологическими особенностями подземных вод республики. Низкое содержание в воде фтора характерно практически для всей республики.

Основными и главными вопросами для района, как и в предыдущие годы, остается низкое санитарно – техническое состояние и санитарно – эпидемиологическая надежность систем и сооружений водоснабжения, отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, высокий износ водопроводной сети, недостаточность профилактических мероприятий на системах централизованного водоснабжения. Несмотря на трудности отремонтировано в 2016 году- 6 санитарно-защитных зон, 22 оголовка, 17 водонапорных башен, 116 водоразборных колонок, 6 пожарных гидрантов, на сумму- 1 284 000 руб.

Главным накопителем химических, биологических и радиоактивных веществ, фактором передачи инфекционных заболеваний, непосредственно влияющее на среду обитания и качество жизни населения является состояние почвы. Загрязнение почвы становится наиболее важной из проблем, способствующей ухудшению качества окружающей среды и нарастания экологической, санитарно-эпидемиологической и социальной напряженности. Основными источниками загрязнения почвы являются разрушение и строительство зданий, промышленные предприятия, сточные воды, автомобильный транспорт и самая большая проблема для муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район» как и в целом Республики Марий Эл характерна проблема загрязнение отходами производства и потребления одновременно проблема утилизации отходов.

Основными причинами сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами на сегодняшний день являются:

- изменившаяся структура потребления населения. Изменение структуры в первую очередь обусловлено увеличением доли различного рода упаковки в структуре отходов, а также увеличением доли новых видов отходов, несвойственных прежней структуре потребления;

- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов. Для сбора твердых бытовых отходов в муниципальных образованиях используется одноступенчатая схема, то есть отходы с территорий домовладений, предприятий, жильцов многоквартирных домов собираются собственниками и загружаются в автотранспортное средство, работающий по установленному графику и затем доставляются автотранспортом на полигон ТКО.

На территории района действуют 2 организации, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию и размещению отходов: ООО «Жилсервис» и ООО «Ципьинское МПП ЖКХ» (Карлыганское сельское поселение), которые имеют лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов и соответствует требованиям СанНиП. Для размещения ТКО имеется 1 полигон ТБО п.Мари-Турек. На 1 января 2017 года полигон заполнен на 81 %, что составляет 50715 куб.м. Вместимость полигона – 62130 куб.м.

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

88

52

60

53

 

11

10

 

  Причинами низкой доли переработки отходов (стекло, бумага, картон, пластмасса) является отсутствие предприятий по сбору и переработке вторичных отходов и отдаленность, соответственно не рентабельность доставки на пункты сбора и приема вторсырья. Соответственно отсутствие на территории района раздельного сбора ТКО.

- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами: отсутствие специализированного автотранспортного средства с большим объемом погрузки в настоящее время характе­ризуется неудовлетворительным качеством и нерентабельностью предоставляемых услуг.

- недостаточный контроль за сферой образования отходов, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, что приводит к их несанкционированному размещению в окружающей среде.

- однако даже при предоставлении услуг по сбору и вывозу спецпредприятиями, охват населения договорными отношениями на вывоз твердых бытовых отходов представляет собой существенную проблему, решение которой позволит заметно улучшить санитарно-гигиеническое состояние населенных пунктов. Необходимы действенные рычаги воздействия, побуждающие жителей частных домов заключать договора на вывоз отходов, так как многие жители населенных пунктов отказываются от услуг по сбору и транспортировке ТКО. На сегодняшний день заключен 21 договор с организациями и 182 договора с частным секторов п. Мари-Турек В 2016 году 38 договоров с организациями и 158 с частным секторов. Всего с организациями может быть заключено 107 договоров.

  Вопрос обращения с отходами решается на республиканском уровне, принята республиканская целевая программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в РМЭ на 2012-2020годы» от 04.07.2012 г.№237. Согласно данной программе в населенных пунктах для сбора ТКО должны использоваться стандартные контейнеры, с контейнерными площадками. Планируется создание 3 полигонов захоронения хвостовых остатков, 4 полигонов компостирования органических отходов, 4 мусоросортировочных и 2 мусороперегрузочных станций.

  Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ (далее – Закон № 458-ФЗ) в законодательство, регулирующее порядок обращения с отходами производства и потребления, были внесены существенные поправки.

  Так, в каждом субъекте РФ должна быть разработана, во-первых, региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, предусматривающая, в частности, стимулирование строительства объектов для обработки, утилизации и захоронения отходов, выявление мест несанкционированного размещения отходов и т. д. (ст. 13.2 закона об отходах производства и потребления). Во-вторых, каждому региону необходимо утвердить территориальную схему в области обращения с отходами, в которой должны содержаться данные о нахождении источников образования отходов, общем количестве отходов, месте нахождения объектов по их обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению, а также схема потоков отходов – их движение от места образования до места обработки и хранения (ст. 13.3 закона от отходах производства и потребления).

  До 1 января 2017 года органы исполнительной власти каждого из субъектов федерации должны провести конкурс, на котором должен быть выбран Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Речь идет о неком юридическом лице, которое на десять лет получает статус Регионального оператора, и только оно имеет право на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. При этом, оно может быть как государственной, так и коммерческой организацией.

  На сегодняшний день не все регионы в полной мере реализовали свои полномочия в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, что не позволит им перейти к новой системе регулирования с 1 января 2017 года.

  В связи с этим Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 486-ФЗ внесены поправки к законопроекту. Предусматривается поэтапный запуск новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами с предельным сроком наступления обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами 1 января 2019 года.

  По подсчетам при численности населения района - более 20тыс. человек, нормативе образования отходов в среднем на человека в год – 1,2 куб.м. (с 2017 – 1,8) и вместимости контейнера 0,75 куб.м. необходимо приобретение в первую очередь - 116 контейнеров.

  Состояние гидротехнических сооружений находящихся на поверхностных водных объектах, то же относятся к экологически значимым объектам, которые могут привести к нарушению экосистем, т.к. физически устарели, аварийные. У нас 12 ГТС. В 2016 году в соответствии с Государственной программой Республики Марий Эл «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013 - 2020 годы» был проведен капитальный ремонт ГТС на реке Сарда у д. Малые Нослы (д.Дружино) муниципального образования «Марийское сельское поселение». В 2017 году требуется разработать 2 ПСД: ремонта ГТС на р. Ирека у дер. Нижняя Мосара и на р. Ашланка у д. Ащлань-Билямор.

  В целях решения данных проблемы программно-целевым подходом принята районная целевая подпрограмма «Благоустройство и охрана окружающей среды муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район» на 2014-2020 годы, направленная на улучшение экологической обстановки, улучшение качества жизни населения, повышение уровня благоустроенности населенных пунктов.

  Подпрограмма включает в себя мероприятия по следующим направлениям:

  Раздел 1. Организация мероприятий обращения с отходами производства и потребления. Предусматривает создание современной инфраструктуры объектов размещения отходов производства и потребления, сбора и вывоза, обезвреживания отходов образовавшихся на территории муниципального образования, включая внедрение современных требований сбора отходов, проблем удаления и обезвреживания отходов, ртутьсодержащих отходов.

  Раздел 2 Экологическое просвещение и воспитание. Формирование экологической культуры. Повышение уровня экологической культуры, экологического образования населения муниципального образования. Проведение работ и мероприятий по формированию экологической культуры; реализация проектов, программ, акций и других мероприятий по охране окружающей среды;

  Раздел 3. «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений»

  Ежегодно на территории района проводятся Дни защиты окружающей среды, мероприятия по санитарной очистке и благоустройству территорий населенных пунктов включающие природоохранные мероприятия, направленные на создание экологически безопасной среды обитания жителей района.

  В 2016 году администрациями поселений проводились следующие мероприятия по созданию условий для более комфортного проживания населения:

- проводятся субботники по очистке, благоустройству и озеленению парков, территорий населенных пунктов поселений, берегов рек; участие в акциях «Чистый берег» и «Всероссийский экологический субботник «Зеленая Россия». Вывезено более 100 куб. м. мусора.

- организация уличного освещения в вечернее время, заменены пришедшие в непригодность информационные щиты. Поселения заключили договор со специализированной организацией ИП Ульданов на утилизацию ртутьсодержащих ламп. Все поселения организовали места сбора и хранения ламп.

- прошла акция «Марш парков»: субботники по благоустройству, очистки от мусора, дератизация и дезинфекция, выпил старых деревьев в парковых зонах и кладбищах, проведено благоустройство мест отдыха у воды;

- Акция «Два часа любимому поселку». Под таким названием в Мари-Туреке прошла экологическая акция по благоустройству. На инициативу Молодежного парламента при поддержке местного отделения партии Единая Россия откликнулись более восьмидесяти человек из пятнадцати организаций райцентра.

Полигоны компостирования и полигоны захоронения неутилизируемых хвостовых остатков:

- г. Козьмодемьянск (в 600 м слева от автодороги «Козьмодемьянск – Чебоксары»);

- г. Волжск (на месте существующего объекта размещения отходов в районе п. Луксум, с соответствующим увеличением площади участка полигона);

- г. Йошкар-Ола (в 1,5 км северо-западнее северо-восточной окраины п. Кучки Медведевского района, на месте существующего объекта размещения отходов в д. Кучки с увеличением площади эксплуатируемого объекта).

- п. Сернур (примерно в 500 метрах южнее п. Сернур, на территории существующего объекта размещения отходов) размещается только полигон компостирования. Утилизация хвостовых остатков будет производиться на полигоне ТКО в д. Кучки.

Мусоросортировочные станции:

г. Йошкар-Ола МСЗ №1 (в 1,5 км северо-западнее северо-восточной окраины п. Кучки Медведевского района, на месте существующего объекта размещения отходов);

- г. Волжск МСЗ №2 (на месте существующего объекта размещения отходов с увеличением его площади (аналогично варианту№1);

- г. Козьмодемьянск МСЗ №3 (на участке, выбранном под строительство нового полигона бытовых и промышленных отходов);

- п. Сернур МСЗ №4 (примерно в 500 метрах южнее п. Сернур, на территории существующего объекта размещения отходов).

Мусороперегрузочные станции:

- п. Килемары (у п. Килемары, в северо-восточной части кадастрового квартала 12:03:0304001, на территории существующего объекта размещения отходов);

- п. Морки (у п. Морки, юго-восточная часть кадастрового квартала 12:13:0110103:258, на территории существующего полигона ТБО).

  Таким образом, предлагается создание 3 полигонов захоронения хвостовых остатков, 4 полигонов компостирования органических отходов, 4 мусоросортировочных и 2 мусороперегрузочных станций. Такое размещение позволит нивелировать негативные стороны 1 варианта и выполнить условие по захоронению не более 30 % массы образующихся в республике ТКО. При этом стоимость капитальных и эксплуатационных затрат будет повышена незначительно (по сравнению с вариантом №3).

  На полигонах компостирования органических отходов предлагается перерабатывать отходы (осадки) от биологической и механической очистки сточных вод.

  На мусоросортировочных комплексах, помимо сортировки ТКО, рекомендуется осуществлять сортировку КГО и вести накопление ОБО, собираемые на приемных пунктах.

 

 

 

Сектор ГОЧС

администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район

Вход на сайт
Год экологии
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930