Пространство культуры
2 февраля
135 лет со дня рождения Михаила Фабиановича Гнесина (1883-1957) – российского композитора, педагога, музыкально-общественного деятеля. В дореволюционный период творчества Михаил Гнесин был близок к деятелям культуры символистского направления. Им были созданы вокальные циклы на стихи К.Д.Бальмонта и Ф.К.Сологуба, симфонический дифирамб «Врубель» на стихи В.Я.Брюсова, музыка к трагедиям Софокла и Еврипида в постановке В.Э.Мейерхольда. Первые циклы романсов и симфонический фрагмент «Из Шелли» (1906-1908) были исполнены на «Вечерах современной музыки» и симфонических концертах А.И.Зилоти.
В 1910-1920-е годы в творчестве Гнесина сильны еврейские мотивы: среди его произведений этого периода - опера «Юность Авраама», «Страницы из Песни Песней», «Пляски галилейских рабочих для оркестра», вокальный цикл «Повесть о рыжем Мотэле» на стихи И.П. Уткина, опера Гнесина «Бар-Кохба» (о восстании евреев против римлян во II веке и его руководителе Бар-Кохбе) осталась незаконченной.
С середины 1920-х годов Гнесин сочиняет симфонию-монумент «1905-1917», увлечён обработкой музыкального фольклора народов СССР (например, в секстете «Адыгея», 1933 и др.).
Среди поздних произведений композитора - кантата «Красной Армии», трио «Памяти наших погибших детей».
В 1939 году на экраны вышел фильм «Амангельды», музыка к которому была создана М.Ф. Гнесиным в содружестве с А.К. Жубановым.
Гнесиным также написаны:
учебник «Начальный курс практической композиции»;
книга «Мысли и воспоминания о Римском-Корсакове».
М.Ф. Гнесин. Статьи, воспоминания, материалы, сост. и общая ред. Р.В. Глезер. — М., 1961.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B8%D0%BD,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%A4%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
|